Но уже с детства Алеша отличался от
сверстников своим бунтарским характером. Во всех играх он был
первым, верховодил, и недаром его уже тогда друзья называли
"комиссаром", а еще страстная любовь к книгам и волнующее чувство
взаимосвязи, единения с природой. "...Мы, школьники, забросив в
дальний угол надоевшие за зиму сумки, мчались на берег, глазели на
реку, на податливые тальники, на подлетающих с теплых краев
разноцветных птиц. Пролетные утки стаями и поодиночке со свистом
носились над очищенной водой. Они поднимали невообразимый гортанный
гомон, как по команде срывались и снова с размаху падали в
тальники. Измученные долгим перелетом, утки устало отплывали к
кустам и там, скучившись, делали короткий передых, чтобы дальше
лететь к местам своих гнездований.
Я с жадностью вбирал в себя весну.
Отчаянно смотрел на бугристую реку с полями льда, на качающиеся
темные тальники. Больше всего меня волновали утки. Вероятно, в эти
минуты во мне рождался охотник" ("Гуси-лебеди").
Алеша страстно хотел учиться. Но
"...я совсем не спешил закончить обучение и покинуть школу, зная о
том, что рано или поздно запрут меня в колхоз, как родителей, — ни
дыху, ни продыху там.
Мои одноклассники давно уже учились:
кто в Ялани, кто в Енисейске, а я по-прежнему сидел на своей
знакомой до каждой щелочки парте и пел песню про чистоплотных
гусей, снова и снова слушал рассказ про отчаянного паренька. Дома
это обстоятельство никого не трогало. Вечно занятой маме времени
хватало только на колхозных коров. Отчим твердо был убежден, что
грамоты, полученной в начальной школе, хватит мне за глаза.
Продолжение образования вдали от дома — только помеха в жизни:
хвосты крутить быкам годится любая грамота. Председатель колхоза Кеха Сидельников ни за что не выпустит из деревни. На то веские
причины есть. А основная из них: ты сын колхозников и должен
оставаться в колхозе. Справку с места жительства сельсовет нипочем,
ни по какой погоде не выпишет. Паспорта тоже не получишь. А без
бумажки ты — букашка ("Пашкины тетрадки").
И все же Алеша выбрался из деревни.
Он поступил в Подтесовское речное ГПТУ, изучал судовую
радиомеханику. Здесь он впервые серьезно задумался о своем
образовании. После занятий вечерами друзья ходили в кино, на танцы.
А Алексей не пропускал ни одного занятия в вечерней школе, решив
твердо получить среднее образование, которое в дальнейшем пришлось
окончить в армии.
Окончив ГПТУ, два года работал на
судах Енисейского речного пароходства. Здесь он познакомился с
людьми нелегкой профессии — речниками, понял, какие нерастраченные
силы таятся в них. "...Когда он пришел весной на судно, капитан Капылов так глянул на него, будто ощупал глазами вещь, мол, стоит ли
товар цены, за зиму ростом не вышел, не подравнялся с ребятами в
училище, которые каждый не ниже чем метр семьдесят. Зато своим
старанием в учебе он добился, что его направили на практику к
Капылову, на один из лучших буксиров в пароходстве... Кольку
одолевала дремота, глаза смыкались. Грубоватый голос Капылова он уже
слышал сквозь сон:
— Николаем Смирновым парня зовут. Он
у меня на катере практику проходил. Надеялся на него, поэтому и
оставил одного на вахте. Знал, что не подкачает.
Вздохнув, Юрий Иванович сказал:
— Волосы дыбом у меня вставали, когда
он по льду полз. Однако на голове седины прибавилось. Молодец!
Умеючи у него все получается. Получится речник.
— Получится, — подтвердил сдержанно
Капылов... ("Одуванчик").
Затем служба в армии, Абаканский
политехникум, работа в леспромхозе, в школе, в сельсовете. Но особую
душевную радость он испытывал на охоте, когда бродил с ружьецом по
тайге со старым лесником Маркелычем. Сколько прекрасных баек и
историй выслушал он вечерами у охотничьего костра. Здесь он впервые
почувствовал красоту, точность, образность деревенского языка, ;
удивился его емкости, по-другому увидел природу и людей, окружающих
его. Это-то и натолкнуло юношу взяться за перо. Записав на
тетрадном листке свои творения, он отправил их в "Енисейскую
правду". И каковы же были его удивление и радость, когда, раскрыв
газету, он увидел свои рассказики.
<<Назад
|
Дальше>>
|